
Известный скалолаз и любитель свободного падения с верёвкой (это называется роупджампингом) Дэн Осман, впервые понял, что боязнь сорваться со скалы и мешает ему проходить сложные скальные маршруты. И тогда он начал намеренно срываться с верёвкой так, чтобы пролезть расстояние побольше.
Это помогло. И в дальнейшем, роупджампинг стал определённым видом спорта. Впрочем, это привело самого Османа к пренебрежению техникой безопасности, которая в конце концов его же и погубила: он не обратил должного внимания на расчёты, понадеявшись на привычку. Вы, надеюсь, не любите падать вниз со скалы? В горах стабильно кто-то гибнет, то ли от потери тропы и срыва с обрыва, то ли от ненамеренного желания «сделать селфи покрасивее», но специально подвергать свою жизнь риску, пожалуй не стоит. Впрочем, даже с этой точкой зрения не все согласны. Например, альпинисты, вроде Карло Маури и Дениса Урубко выпускали книги, в которых доказывали, что жизнь без риска пресна, как еда без соли. Границы допустимого риска каждый определяет сам. В доказательстве правоты какой-то из сторон, противники обычно приходят до ярости. Это самые настоящие народные интеллигенты: они способны не только понять тонкий намёк, но и дать за него в глаз. Невозможным же остаётся сказать на любом таком диспуте, что мечтаешь не сколько о покорённой вершине, а о простом уюте после. Тогда и начинаешь ценить обычный комфорт вроде горячего душа или мягкой постели.
Определённый круг лиц, который всегда формирует вокруг себя ореол из учеников, ныне не нуждается в доказательствах своей правоты: за него это сделают другие. Такое уже наблюдалось в греческих школах. Например, Цицерон утверждал, что не одобряет того, когда на вопрос «почему так?», ученики пифагорейской школы отвечали «он сказал». Авторитет был так велик, что подавлял желание рассуждать. Другой пример более свеж. Когда-то Аристотель написал, что более тяжёлые тела падают быстрее. Этому не поверил Галилей и проверил на практике в конце XVI-го века (спустя почти 2 тысячи лет!). Он установил, что тела падают одинаково, хотя и не всегда из-за сопротивления воздуха. Учёные мужи той эпохи не верили своим глазам, и даже успели сжечь на костре Джордано Бруно (за теорию о множественности миров во Вселенной) и подвергнуть гонениям Коперника за геоцентрическую систему. Это проглядывает привычка и лень. Та самая, с которой пытаются бороться, хотя и не всегда успешно. Лень в нашем случае, в мире туризма проглядывает в том, что на улице уже началась весна. Возьмите же смелее в руки карту и начните осваивать те горы, на которых ещё не бывали! Опровергните слова Евгения Гришковца: «Хочется в горы или на море, но почему-то получается на дачу». Всё в Ваших руках!
С уважением, Михаил Шабанов,
руководитель туристической группы, г.Симферополь